МОУ СОШ с.Каменка

 

История школы

 

Из архивных сведений узнаем, что школа, а тогда оказывается народное Каменское училище открыто в 1843г., его деревянное здание и сейчас сохранилось, в нем до 2000г. была начальная школа...
 1. Каменская школа до революции

Из воспоминаний Мининой  Марии Алексеевны, которая была пионервожатой в Каменской школе в 1972-1976 годах. Она поделилась перво-наперво воспоминаниями своей бабушки, которая рассказала: « Что с.Каменка было волостное, а не барское, с большим населением и развитыми различными промыслами: кузнечным, камнетесным, ткацким, кружевоплетением. Люди отличались трудолюбием, смекалкой,  изобретательством разных механизмов в своих подворьях, а для этого нужна была, конечно, грамотность. Вот она и поведала, что грамоте учили на селе давно и очень много людей было «ученых», как тогда говорили.

Школа была вначале церковно-приходская, а потом уже народная».

В школьном музее «Горница», имеются копии из архивных документов Елецкого краеведческого музея по которым, оказывается, село Каменка раньше было Елецкого уезда, Орловской губернии.

Архивных документов, подтверждающих существование на селе церковно-приходской школы выявить не удалось, а по воспоминаниям Минина Алексея Дмитриевича (сына первого учителя школы), узнали место, где было небольшое деревянное здание. Оказывается, на этом месте сейчас построено здание администрации Каменского сельского совета, и почти  рядом с современной школой, т.е. центр села, а значит и раньше волостные власти заботились об удобстве для всех детей, чтобы всем детишкам было равноценно бегать в школу.

В школьном музее имеются копии архивных документов, подаренных школе потомком Елецких купцов Заусайловых – В.Заусайловым (он не раз бывал в нашей школе, интересуясь потомками Писаревых). Так вот этот документ «Сообщение XVIII Елецкому уездному очередному земскому собранию о состоянии народных училищ в Елецком уезде за 1892 учебный год» от помощника Предводителя Дворянства по надзору за сельскими школами Хвостова А.А. – значит в эти годы школа была земской. Из других архивных сведений узнаем, что школа, а тогда оказывается народное Каменское училище открыто в 1843г., его  деревянное здание и сейчас сохранилось, в нем до 2000г. была начальная школа.

Почему же школа называлась народной?

Оказывается, содержали школу на народные пожертвования или были попечители, люди которые финансировали существование школы и её работников.

Так с 1892года по 1908 попечителем Каменской школы был потомственный почетный гражданин Александр Александрович Петров, а с 1908г. крестьянин Иван Филатович Минин. В отчетах говорится: « Кроме сего, прошу выразить благодарность от училищного совета господину попечителю школы А.А.Петрову. Библиотека, им пожертвованная, разбирается учениками, прежними и настоящими». Или вот: «Помещение школы прекрасно отремонтировано на личные средства господина Попечителя школы А.А.Петрова, вся крыша делана железная».

А почему в отчетах пишется Каменская школа, а на титульном листе народное училище? Это очень похоже на то, что происходит в наше время. Сейчас полное название нашей школы – Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Каменка (МОУ СОШ), но мы по привычке называем ее Каменской средней школой. Значит и раньше официально это было народное училище и по отчетам оно и в 1908г. также называлось Каменское училище. А в народе называли Каменская школа.

Как же выглядели учителя того времени, да и ученики, наши сверстники. Чему учили, как учили, как учились? Ответы находим также в отчетах помощника Предводителя Дворянства по надзору А.А. Хвостова. Смотрите, как он отзывался о нашей школе: «В училище в 1892г. Было 105 учеников. О заслугах законоучителя Левицкого я повторять не буду: редкое по любви к делу преподавание Закона Божьего заставляет меня всякий раз обращать внимание Училищного Совета на необходимость выразить признательность отцу Левицкому».

С гордостью осознаем, что учителя и раньше в Каменской школе были грамотные и как бы сейчас сказали высококвалифицированные.

А ученики? Вернемся к отчету А.А.Хвостова: «Экзамен был произведен 12 мая. Школа, как и прежде за все последние годы, производит самое отрадное и радостное впечатление. Ревностные труды отца Александра Левицкого и госпожи Ильинской вместе с сознательным любовным отношением к школе населения села Каменка — все вместе взятое приводит к самым лучшим результатам. Учение началось 27 сентября, и несмотря на 96 учеников, всю первую половину учебного года г.Ильинской пришлось одной вести всю школу, так как новая помощница г.Алексеева была прислана Училищным Советом и вступила в школу только с 13 февраля. Может быть это обстоятельство повлияло на понижение знания в младших и средних классах. Во всех же остальных предметах успехи очень хорошие.

В младшем отделении молитвы знают очень хорошо, произносят толково и внятно. Читают очень хорошо, считают удовлетворительно, но желательно более быстрое соображение. В среднем отделении Заповеди и Символы Веры знают отлично, очень хорошо передают рассказы из Священной Истории. Читают по русски и по славянски очень хорошо. Считают удовлетворительно. Таблицу умножения знают, но применять ее к легким устным задачам на именования числа затрудняются. В общем, средний класс очень хорош и почти весь должен перейти в старший класс. Из не явившихся учеников тоже многие должны перейти по своим годовым успехам в старший класс. В старшем классе ответы на экзамен были удивительно хорошие. По всем предметам, не говоря уже о Законе Божьем, который преподается в Каменской школе особенно хорошо, благодаря редкой любви и необыкновенному усердию отца Александра Левицкого, успехи учеников не оставляют желать ничего лучшего». «Решаюсь обратить на это внимание Училищного Совета, насколько удовлетворительно идет обучение в этих маленьких школах. 3 ученика удостоены похвальных листов, а 2 ученика, уже их имеющие, удостоены книге в награду за их усердное посещение школы в течение 2-х лет после своего выпуска. Обращаю внимание в отчетах на то, что детей равноценно учили  как молитвам, так и арифметике, чтению, таблице умножения. Сравниваю наш отчет с отчетом соседней — Яблоновской школы: «Читают хорошо и бегло. Считают пока не совсем свободно, отвечают не твердо».

Оказывается и тогда каменские ребятишки отличались умом и сметливостью, что сохранялось из года в год.

Изучая документы, нам удается понять, как много делали для жителей села попечители, священники, которые не только учили Закону Божьему, но и воспитывали детей, учили добру, красоте. А в нашей Каменской школе, оказывается и до революции 1917г. была учительская династия: отец Левицкий учил Закону Божьему в 1890-1900 г-х и дочь Юлия Александровна Левицкая, которая учительствовала с 1908г. Эта традиция и в наше время продолжается. В настоящее время — учительская династия Пресняковых в трех поколениях, общий педстаж которых равен 122 годам.

Старожилы села, а также ныне живущий в Каменке Минин Алексей Дмитриевич (сын учителя) рассказали, что с 1896г. учительствовал в школе Минин Дмитрий Игнатьевич  - его отец (фото не сохранилось). Вот что рассказал о нем его сын.  

«Дмитрий Игнатьевич родился в селе Каменка в семье старшины, в которой кроме него были ещё брат и сестра. Дмитрий очень хорошо пел, даже руководил церковным хором и священник дал ему рекомендацию для поступления в гимназию. Однако Дмитрий был крестьянского сословия и, поэтому его не допустили к занятиям. Тогда отец накупил ему книг и он самоучкой овладел грамотой и сдал экзамены на сельского учителя. Вначале он работал в других школах, в частности в с. Вороново, а затем в 1900г. перешёл в Каменскую земскую школу. В семье Дмитрия Игнатьевича было четверо детей, три сына и дочь. В Каменской земской школе Минин Дмитрий Игнатьевич проработал до 1946г., а общий его учительский стаж - 50 лет. В последние годы жизни он потерял зрение. В тяжёлые военные годы было трудно прокормить семью и поэтому ему приходилось просить милостыню в сопровождении сына.

В 1947г. Минин Дмитрий Игнатьевич умер и похоронен на Кукуевском кладбище».

Если помыслить, то судьба этого человека уникальна. Начинал он учительствовать еще до революции, а затем обучал детей грамоте и математике до ВОВ и во время войны.

 2. 20-30-е годы

Из воспоминаний Мининой Марии Алексеевны узнали, что на селе с 1912г. была единственная в округе профтехническая школа, где учили столярному и токарному делу. После революции она называлась ФЗУ и в ней даже учился Герой Советского Союза – летчик Степанищев (из с. Хмелинец, которое в 10 км от Каменки). Сохранились ли документы отражающие деятельность этого училища? Нам не удалось их отыскать. Но по рассказам многих старожилов ясно, что столярному и токарному делу в этой школе учили замечательно. Многие ученики потом применяли свои умения при обустройстве собственных хозяйств, при выборе будущей профессии, что так необходимо жителям, ведь в начале XX века очень модна была индустриализация, недаром потом в этом здании была межколхозная МТС.

Воспоминает Алексеева Евдокия Никифоровна: « В Каменской ФЗУ учились мои братья и муж Алексеев Егор. Там было много станков: токарных, слесарных, кузнечный цех. Парни после окончания школы учились в этом училище, а дома потом делали всякие изделия: сбрую для лошадей, некоторые части для тарантасов, телег, саней. Приносили домой чертежи и вырезали по ним изделии, фигуры для наличников. Их даже учили там фотографировать. Помню, как первый фотоаппарат появился у нас дома и братья часами с ним сидели».

Итак, мы видим, что в 20-30 годах прошлого века ученики могли получить знания в школе и рядом же с ней была ФЗУ, где могли продолжить обучение и получить профессию. ФЗУ находилось в здании рядом со школой, просуществовало оно до 1930г., затем в этом здании были колхозные мастерские, школьный спортзал, а сейчас завод по розливу минеральной воды «Антарис».

Вспоминает бабушка: «Школа на селе всегда была центром знаний, культуры. Даже люди, которые работали в ней, получали имена подворий. Например, в селе и сейчас живут семьи по подворью «Шкрабы» - школьные работники».

Из воспоминаний Алексеевой Е.Н.: «В 30-е годы было движение – ликвидация неграмотности и многие жители, уже немолодые ходили учиться вечерами». В школьном музее мы обнаружили фото таких учеников и учебник математики по ликвидации неграмотности 1932г. издания. Оказывается, это было не просто движение, а программа государства, которому нужны были образованные, грамотные люди не только в городах, но и на селе.

А что же «Красная школа»? Какова ее история? В 30-е годы деревянное здание не вмещало всех детей и по решению сельсовета в 1930г. стали строить из материалов раскулаченных крестьян через дорогу новое большое здание школы. А так как оно было выстроено из красного кирпича, то и стало в народе называться «Красной школой». По тем временам (1934-1993) Каменская школа была единственной средней в округе. В ней учились дети из сел: Паниковец, Яблоново, Юрьево, Борки, Успеновка, Туляны и других.

Школа славилась своими учителями и директорами. Как жила школа в 30-е годы в музее хранятся воспоминания ее учениц: Алексеевой Юли, Алексеевой Симы, Алексеевой Шуры: «В школе классы были большие, учеников тоже было по многу в каждом классе до 40 человек, отапливались печками. По утрам, когда еще не нагревалось помещение замерзала вода и чернила в чернильницах». Сидели часто одетыми, но много занимались физкультурой, работали на школьном огороде и помогали колхозу «Аврора».

В 1934г. по агитации районных активистов появились ребята в галстуках – пионеры. Они ходили по деревне строем, с флагом и барабаном . Вначале на них косились, некоторые при виде их крестились.  Но они много помогали в работе, хорошо учились, занимались физкультурой и постепенно завоевали уважение. Пионерская организация школы действительно была основана в 1934г. и работает в нашей школе по сей день. В школьном музее есть фото первых пионеров, первого пионервожатого – Алексеева Федора.

А как было во время войны в селе, в школе? Об этом рассказывает бывшая ученица Каменской школы, выпускница 1944г.(первого среднего выпуска) – Алексеева Раиса Яковлевна: «Хотя шла война, школа работала. Было трудно: часто школа не отапливалась, не было тетрадей, писали на старых книгах между строк или на газетах. Чернила были на вес золота, многие голодали, но ребята тянулись к знаниям. В 1942г. была слышна канонада со стороны Долгоруково и Хитрово. В школе по ночам дежурили учителя и мы, старшеклассники. Наш класс выпускался в 1944г. как первый средний выпуск Каменской школы, многие сразу ушли на фронт».

Из архивных документов школьного музея узнаем, что этот класс затем в 1979г. собрался в школе на вечер встречи через 35 лет. Съехались они изо всех уголков страны и с восторгом и теплотой вспоминали свою «Красную школу»  и ее учителей и  директора.

3. 50-70-е годы

            В семидесятые годы школа пошла по «линии жизни», т.е. кроме основных предметов там преподавали такие, как уроки по изучению сельскохозяйственных машин, машиноведение, животноводство. Школа была очень тесно связана с колхозом «Аврора», дети участвовали в производственных бригадах, работали на пришкольном участке, учились доить коров на фермах, после школы многие получали удостоверения трактористов-машинистов и мастеров машинного доения третьего класса. Больше половины всех рабочих колхоза были выпускниками нашей школы. С раннего детства детям прививали любовь к труду, к сельскому хозяйству, развивали в них чувство гордости за свой трудовой вклад в дело развития родного колхоза. Вот что говорит об этом завуч школы Насонов Александр Николаевич: «Общественно-полезный труд на пришкольном участке, в ученической производственной бригаде являлся хорошей школой трудовой и нравственной закалки наших учащихся. Любовь к труду, чувство причастности к общему делу мы начинали воспитывать у детей с первых классов. Большая работа с учащимися проводилась на учебно-опытном пришкольном участке. Под руководством учителя биологии Долбнина И.П. ребята проводили различные опыты по заданиям опытной станции колхоза. Несколько лет в учебную программу были включены уроки по изучению сельскохозяйственных машин, колхоз подарил школе трактор и весь инвентарь. На этих уроках юноши получали не только теоретические знания, но и практические навык. В хозяйстве проявлялась большая забота о том, чтобы выпускники могли получить понравившуюся им специальность, совершенствовать профессиональное мастерство, продолжать учебу. Некоторые выпускники нашей школы по путевкам колхоза учились в высших и средних сельскохозяйственных учебных заведениях».

А что говорят об этом ученики тех лет? «Осенью, еще до начала школьных занятий, у нас начинались с/х работы. Ходили далеко на поле, на целый день. Пололи свеклу, убирали овощи с полей. Зимой школьные уроки трудов отменялись, а вместо них мы ходили на ферму, поили телят, учились доить коров, это было интересно.» Вспоминает Клещина О.Н.: «Было престижно состоять в бригаде гектарщиц, т.е. пололи по 1га свеклы летом, а юноши работали на комбайнах. На зимних каникулах колхоз давал деньги на туристические путевки. Так мы побывали в Москве, Ленинграде, Одессе, Прибалтике, Архангельске...». Но теперь колхоза нет, нет ни тракторов, ни ферм – все унесли годы перестройки. Правда в школе у нас и сейчас отличный участок, на котором мы выращиваем овощи для школьной столовой. Проводим праздники урожая, выставки овощей.

                  В этом году наша экспозиция заняла четыре призовых места на районной выставке «Урожай-2009» и первой место в областной номинации «Методическая копилка». Видно, что в трудолюбии мы, современные школьники, не проигрываем бывшим поколениям нашей школы.

4. Роль личности директора на селе

А на директоров Каменской школе всегда везло. Что не директор, то личность! Да какая!

Станкевич Дмитрий Павлович – был директором в военные годы.

Архипов Иван Федорович – пришел в школу с фронта раненый в ногу. По воспоминаниям ходил в военном френче, с медалями, был строг и требователен как к себе, так и к коллегам.

С гордостью открываем страничку, на которой фото директора Васильева Ивана Алексеевича. Он был руководителем школы в 60-е годы, тогда при «Красной школе» был заложен фруктовый сад, на школьном участке проводилась опытническая работа и ребята даже ездили со своими результатами в Москву на ВДНХ и там были удостоены грамоты. А в школьный сад и поныне на переменах бегает ребятня за яблоками.

Из воспоминаний бывшей учительницы Архиповой Раисы Семеновны мы много узнали о директоре Зуеве Иване Николаевиче. Как много сделал этот человек для школы и для села! Он научил коллектив зарабатывать деньги для школы, а не ждать их от государства. Вспоминает бывшая учительница Архипова Раиса Семеновна: «В 60-70г. на школьном участке сеяли по 2га такую культуру, как пастернак, сдавали его на Задонский сушильный завод и на эти деньги купили в каждый класс по телевизору, диапроектору, магнитофону, по последнему слову техники были оснащены кабинеты физики, химии, биологии. Расписание уроков было в системе телеуроков, ребята на заработанные деньги получали бесплатные завтраки. Появилась в школе и первая байдарка и стал развиваться туризм. Вот это была личность – государственный человек, мыслящий масштабно и дальновидно. Школа при И.Н.Зуеве загремела славой не только в районе, но и в области».

Традиции сподвижничества продолжили директора Карначев Алексей Алексеевич,  Комаров Сергей Васильевич, который стал инициатором работы кружка картингистов и построил рядом с «Красной школой» новое здание для младших классов.

В 1992г. его сменил директор Пресняков Юрий Кузьмич, бывший ученик Каменской школы, на долю которого пришлось как и традиционные победы в туризме, техническом творчестве, спорте, но и беда: в 1998г. погибло в огне здание «Красной школы». Встала трудная задача «Что делать?» Страна в упадке, денег нет, все рушится, а учить детей надо.

И вот тут, подтвердился этот неповторимый дух «Красной школы», дух единства в ней учившихся, дух благодарности, дух памяти. Вспоминает Ю.К.Пресняков: «На мой призыв о помощи откликнулись несколько выпускников разных лет (знаменитых и состоятельных к тому времени) Васильев Н.С. – заместитель начальника ФСБ Липецкой области, Васильев А.А. – директор завода на Урале, главный бухгалтер НЛМК и др., которые открыли счет в банке и через два года на месте «Красной школы» красовалось новое здание с красным оттенком по традиции и по предложению выпускников». И вот уже 10 лет мы учимся в новой школе, продолжая ее победные традиции.

5. Знаменитые выпускники школы.

Изучая историю работы школы на селе, мы отметили, как много ее выпускников добились высоких результатов в жизни, а это значит они получали глубокие, обширные знания. Каменскую школу закончил Герой Советского Союза – Павел Никитович Хвостов, кавалер трех орденов Славы Колесник С.И.; капитан дальнего плавания Картавых Петр Алексеевич;  поэтесса Провоторова Н.Г.; военные полковники – Комов И.А., Архипов Н.Ф., Панова Г.В.; делегаты съездов КПСС и ВЛКСМ – Алексеева Р.Я., Родионова Т.Н.[18]

По фотографиям в музее видно, что многие выпускники ежегодно собираются на встречи в школу через 5, 10,35 лет. Значит они несут по жизни память, благодарность, дружбу школьных лет. Можно сделать вывод, что «Красная школа»  была не только зданием, в котором учились, а это символ, символ каменских учеников.

6. Творческие достижения.

О нашей школе часто писали и пишут в СМИ. На стенде «История школы»заметка из газеты «Липецкие известия» от 7 декабря 1994г, она так и называется «Школа победителей».

Победы были и есть сейчас в соревнованиях картингистов, в 2009г. выпустился Саввин Павел, который стал чемпионом области среди картингистов. Янников Алексей – призер областных олимпиад по экологии, а сейчас он студент ВГУ.

Туризм – отдельная страница увлечений наших учащихся. Не раз наша команда была победителем и призером как районных так и областных соревнований по туризму. А чего стоят ежегодные походы на байдарках.

Экологическое движение, это просто влечение сердца почти каждого нашего ученика: расчистить, обустроить родничок или убрать от мусора полянку в лесу.

Сайт создан в системе uCoz