Программа развития школы
Наименование Программы |
Целевая комплексная программа развития МОУ СОШ с.Каменка Задонского муниципального района Липецкой области. |
Разработчики Программы |
Администрация школы, педагогический коллектив школы, Совет Школы, методические объединения учителей-предметников. Рабочая группа из представителей администрации и педагогов: Ю.К.Пресняков – директор МОУ СОШ, А.Н.Насонов – заместитель директора по УВР, Н.М.Преснякова – заместитель директора по ВР, Е.Н.Перегудова – организатор детского движения, С.Ю.Небабина – учитель информатики, Г.А.Дмитриев – председатель Совета Школы. |
Исполнители Программы |
Администрация, методический совет, педагогический коллектив ОУ, ученический коллектив, родительские комитеты классов, школы. |
Научно-методические основы разработки Программы |
Источники, положенные в основу разработки Программы развития школы: Закон РФ "Об образовании", Закон Липецкой области "Об образовании", Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. (утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.07.2000 №1072-р), Национальная доктрина образования в Российской Федерации (утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 4.10.2000г. №751), Конвенция о правах ребенка, Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка", Менеджмент в управлении школы. Под редакцией Т. И. Шамовой, М.,1992; Управление современной школой. Под редакцией М. М. Поташника, М., 1992; Управление развитием инновационных процессов в школе. Под редакцией Т. И. Шамовой, М.,1995; Управление развитием школы. Под редакцией М. М. Поташкина, М.,1995; Никишина И. В. Технология управления методической работой в образовательном учреждении. – Волгоград: Учитель, 2007. |
Основные этапы и формы обсуждения принятия Программы |
1. Подготовительный этап (методическое совещание) - обсуждение на Совете школы участия в конкурсе ОУ внедряющих инновационные образовательные программы от 28.11.2006 г.(протокол № 16), на Педсовете школы от 01.12.2006 г. ( протокол № 11), Общешкольном родительском собрании 15.06.2006 г. - подготовка информационной справки о школе и анализ наработок за минувшие годы. 2. Основной этап (работа МО, рабочей группы) Разработка программы (взаимосвязанное решение аналитико-прогностических задач) - анализ состояния и прогноз тенденций изменения внутренней среды ОУ и социального заказа на образование; - определение ценностных оснований развития образовательной среды школы; - разработка стратегии, этапов, описание ожидаемых результатов планируемого развития. 3. Завершающий этап - утверждение программы директором. - согласование с отделом образования. - обсуждение выполнения Программы на Совете школы. |
Кем принята Программа |
Программа была принята на заседании педагогического совета (протокол №3 от 15.01 2007 года) |
С кем согласована Программа |
Программа согласована с отделом образования администрации Задонского муниципального района Липецкой области |
Цели и задачи Программы |
Цель Программы - способствовать формированию гармонично развитой, социально активной, физически здоровой, творческой личности, обеспечивая разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Задачи Программы: 1. Создание условий развития и воспитания творческого мышления, творческой индивидуальности личности ребенка. 2. Обеспечить получение основного и общего (полного) среднего образования каждому ученику на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности. 3. Внедрение здоровье сберегающих технологий в образовательный процесс. 4. Создание условий для сохранения и развития здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта для всех участников образовательного процесса 5. Создание единого информационного пространства ОУ, достижение высокого уровня информированности и информационной грамотности всех участников педагогического процесса. 6. Укрепление ресурсной базы школы с целью обеспечения её эффективного развития. |
Приоритетные направления Программы |
§ внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе; § освоение новых педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе |
Ожидаемые результаты Программы и индикаторы для оценки их достижения |
Реализация Программы развития позволит обеспечить: – достижение заданного качества образования, повышение конкурентноспособности выпускников школы на рынке труда, в продолжении образования на основе определения уровня обученности по Симонову и Марковой А. К. и измерения ОУУН учащихся по Лошкарёвой; – совершенствование содержания образования, обеспечение преемственности на всех уровнях и ступенях, углубление его фундаментализации и усиление социальной компетентности выпускника; – совершенствование работы педагогических кадров в условиях модернизации образования; – развитие научно-исследовательской деятельности, реализация инновационных проектов и программ; – повышения качества учебных, научных и методических разработок в области современного образования; – создание системы мониторинга воспитательного процесса на основе определение уровня воспитанности по Капустину Н.П., Марковой А.К. и мониторинга качества образования, единого информационного пространства образования; – укрепление и развитие материально-технической базы; – снижение уровня простудных заболеваний, уменьшение сколиоза и остроты зрения; развитие спортивно-массовой культуры; развитие туристко-экологической работы; формирование здорового образа жизни у учащихся на основе экспертизы здоровьесберегающей деятельности по Сонькину В.Д.. |
Срок действия Программы |
2007- |
Этапы реализации Программы |
1. Подготовительный. Подготовка кадрового состава. Анализ задач и выбор путей их решения педагогическим коллективом. Составление Программы развития школы: образовательных и воспитательных проектов, защита проектов, апробация и внедрение. 2006- 2. Основной (практический). Корректирование проектов, переход к планомерному и устойчивому развитию школы на основе реализации целей и задач программы. 2007- 3. Заключительный. Самоконтроль и экспертная оценка результатов обучения, воспитания и развития. Усовершенствование модели школы, решающей проблему гуманизации. 2011- |
Структура Программы |
Основные блоки содержания Программы: 1. Введение; 2. Информационная справка об общеобразовательном учреждении: а) анализ исходного состояния образовательной системы в учреждении, характеристика основных предпочтений и проблем его деятельности. б) анализ результатов деятельности образовательного учреждения. в) анализ внешней ситуации. г) характеристика выявленных противоречий и проблем в организации; 3. Концепция Программы развития школы; 4. Стратегия и тактика Программы развития школы; 5. План практических мероприятий; 6. Модель выпускника общеобразовательного учреждения; 7. Приложения. |
Ресурсное обеспечение реализации Программы |
Нормативно-правовые, программно-методические, информационные, кадровые, финансовые и материально-технические ресурсы обеспечат реализацию Программы развития в полном объеме. |
Объем и источники финансирования Программы |
Муниципальный бюджет |
Порядок управления реализацией Программы |
Здоровьесберегающие технологии: родители ð совет старшеклассников ð учителя физкультуры ð классные руководители ð Совет школы Личностно-ориентированные технологии: учителя ð ММО учителей-предметников ð методический совет ð педагогический совет ð Совет школы. Информационные технологии: учителя ð ММО учителей-предметников ð методический совет ð педагогический совет ð Совет школы. |
Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы |
По итогам каждой четверти, полугодия и года определяется степень обученности (СОУ) и качество знаний учащихся по каждому предмету. По окончании учебного года подсчитывается средняя СОУ каждого класса в отдельности и школы в целом, прослеживается динамика. Ежегодно определяется уровень воспитанности учащихся. Отслеживаются результаты участия школьников в конкурсах различного уровня. Проводится анализ пропусков учащихся в связи с простудными заболеваниями и количество пропусков учащимися, посещающими спортивные секции и кружки |
Оценка степени достижения запланированных результатов реализации Программы по состоянию на момент подачи документов в организационную группу Национального проекта |
Составлены Программа развития школы, образовательные и воспитательные проекты, проводится их апробация и внедрение. В результате этого проекты корректируются. Целенаправленное осуществление здоровьесберегающих технологий способствовало качественному позитивному изменению отношения, становлению и развитию воспитательной системы школы. Значительно изменился управленческий объем субъектов управления, коллектив учителей стал коллективом единомышленников, решающих проблему развития личности учащихся; наблюдается положительная динамика уровня воспитанности, обученности учащихся, не ухудшаются результаты замеров здоровья учащихся, родители становятся активными участниками образовательного процесса. |
Куда направляется данная версия Программы |
В конкурсную комиссию приоритетного национального проекта "Образование" |
Введение Свою работу школа строит таким образом, чтобы удовлетворить социальный заказ, который к ней предъявляет государство, макро - и микросоциум. Государство в обобщенном виде ставит задачу создания в школе условий для развития свободной, мыслящей, адаптированной личности, получившей качественное образование со сформированной гражданской позицией и ответственностью. Макросоциум от школы требует, чтобы она выпускала воспитанную личность, которая уважала бы другую личность, соблюдавшую нормы и правила поведения. Микросоциум в лице родителей хочет видеть школу, дающую основательные знания, необходимые для поступления в ВУЗ, чтобы в школе были созданы комфортные условия, чтобы учащиеся занимались в различных кружках. Учащиеся хотят, чтобы в школе было интересно не только учиться, но и интересно было проводить время после уроков. Опрос родителей и детей показал, что требования, предъявляемые к школе, с одной стороны – достаточно обоснованы и высоки: 72% родителей желают, чтобы после школы ученики смогли поступить в ВУЗы, чтобы значительное внимание уделялось преподаванию математики и русского языка, т.к. эти предметы необходимы для многих специальностей, многие родители хотели бы, чтобы вместо немецкого языка изучался английский (43%), чтобы при введении профильного обучения предпочтение отдавалось естественно-математическому профилю (63%). С другой стороны - контакт родителей со школой в последнее время достаточно низок, посещаемость общешкольных родительских собраний составляет не более 40% и в основном теми родителями, чьи дети успешно занимаются в школе. Участие родителей в общешкольных мероприятиях ограничивается пассивным созерцанием, активных родителей не более 20%, хотя готовность к совместной работе изъявляют более 50%. Столь низкая заинтересованность школьной жизнью своих детей со стороны родителей объясняется тем, что большая часть семей относится к категории малообеспеченных - 76%, многодетных - 16%, неполных семей - 24%, безработные родители - 23%, многие семьи имеют доход лишь от личного подсобного хозяйства. 40% родителей имеют высшее и среднеспециальное образование; 31% - среднее; 29% - неполное среднее. Миссия школы. Для школы обозначилась и такая проблема, как уменьшение количества учащихся (средняя наполняемость классов составляет 6 человек), а с учётом ряда причин социально-экономического характера микрорайона — закрытие животноводческой отрасли, высокий уровень безработицы, значительный маргинальный состав населения — данная проблема становится одной из главнейших в плане дальнейшего функционирования школы. На фоне этой проблемы не меньшее значение имеет и уровень духовно- нравственного развития воспитанников, который пока остаётся невысоким; разрывается связь родителей и школы, что сказывается на уровне обучения. В плане дальнейшего развития школы необходимо расширить круг организаций, контактирующих со школой, возобновить утраченные связи с близлежащими школами района. Особая роль принадлежит физическому развитию учащихся, системе мер по укреплению их здоровья. Решение данной проблемы мы видим через реализацию комплексной программы «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе», которая позволит нам решить и другие задачи воспитания и обучения: § внедрить здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс; § создать объединение школы, родителей и культурно-досугового центра села для совершенствования оптимального уровня воспитания и развития школьников и молодёжи; § выработать педагогическому коллективу совместно с родителями единый подход к заинтересованности получения конкурентно – способного образования. 2. Наше видение миссии школы. Миссию нашей школы мы видим в том, чтобы: –научить учащихся учиться; –дать качественные базовые знания для продолжения образования, самореализации и успешного внедрения выпускников в быстро меняющуюся жизнь; –воспитать человека в соответствии с требованиями современного общества. –построить школу равных возможностей (адаптивную) – это школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Исходя из этого, структура образовательного учреждения функционирует в рамках трех ступеней:
В течение нескольких лет педагогический коллектив знакомился с ситуацией в социальной среде, проводил анкетирование родителей, изучал и апробировал различные педагогические технологии. Для достижения новых целей образования школа выбрала стратегическую идею – реализации личностно-ориентированного образования. Личностно-ориентированное образование – это образование учащихся школы, направленное на воспитание развитой самостоятельной личности. При этом воспитание личности есть сверхзадача, по отношению к которой обучение знаниям, умениям и навыкам выступает как средство образования. Чтобы правильно организовать личностно-ориентированное образование учащихся, надо установить те условия и факторы, которые определят процесс формирования личности человека, этими условиями и факторами являются: - природные задатки человека, определяющие возможности развития его личностных способностей и черт характера. Они могут быть ярко выраженными или очень незначительными. В процессе жизни, воспитания и самовоспитания эти задатки могут быть развиты в способности и таланты, а могут быть и погублены неразумным воспитанием. Главное – воспитание должно быть направлено на развитие у каждого школьника силы воли для преодоления соблазнов и слабостей, таящихся в природе человека и в окружающей среде, подготовить их к внедрению в современное общество. - особенности семьи и ее отношение к ребенку. Сейчас семейное воспитание переживает тяжелейший кризис: распространение преступности, пьянства, курения, наркомании. Огромное число разводов приводят к тому, что значительное число детей не получают достаточного семейного воспитания. Поэтому школа должна возмещать эти издержки в воспитании ребенка. Это одна из важнейших задач школы в современных условиях. Школа – это часть жизни ребенка. - социальная среда, в которой живет и развивается человек. Это среда непосредственного окружения человека (микросоциум) и более широкая, которая оказывает на него воздействие опосредованно, через создание общественного мнения, школы ценностей, господствующих взглядов. Школа должна создать современные понятия социальной среды. - экономическая среда, в которой живет и развивается человек. От того, какое экономическое положение государства, зависит благосостояние человека. В общественной и частной жизни люди и шага ступить не могут, не затрагивая экономических отношений. Ребенок еще не появился на свет, а родители уже задумываются, во что и обойдется его содержание. Дети, обучающиеся в школе, имеют различное материальное положение, зависящее от доходов родителей. Поэтому школа должна научить ребенка жить в новых экономических условиях, для того чтобы обеспечить себе и своей семье достойную жизнь. - воспитательное учреждение, в котором получает образование человек. От того, какое это учреждение, какие цели оно реализует, какова социальная среда, создаваемая в нем, каково его влияние на обучаемых и воспитуемых, решающим образом зависят особенности и характер формируемой личности учащегося. Решение этой проблемы и определяет концепцию такого образования: мы выбираем для себя адаптивную модель школы, которая реализует личностно-ориентированный подход в процессе образования Информационная справка о школе Школа осуществлсвою яет деятельность на основе Устава образовательного учреждения, принятого на общем собрании трудового коллектива (протокол № 4 от 10.09.2007 г.) утверждённого отделом образования администрации Задонского муниципального района ( приказ№485 от 10.10.2007г.). Лицензия, выданная на период с 13 июня 2007г. по 13 июня 2012г., позволяет осуществлять образовательную деятельность и реализовывать образовательные программы начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования. Для организации образовательной деятельности имеется типовое здание 2000г. постройки, рассчитанное на 108 учащихся и отдельно стоящее здание для учащихся начальной школы, рассчитанное на 24 человека. Общее количество классных комнат 11, кабинет информатики - 1, мастерская - 1, спортзал - 1, библиотека - 1, кабинет машиноведения – 1, музей -1, административные и служебные помещения - 5, имеется 10 компьютеров, 2 музыкальных центра, 2 телевизора, 2 видеомагнитофона, DVD-проигрыватель, 3 принтера, один из которых цветной, мультимедиа проектор. По организации образовательного процесса в школе имеется три структурных подразделения: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование. Высший коллегиальный орган в школе – Совет школы. Управляющим, координирующим и, несущим ответственность за деятельность школы, является Педагогический совет школы. В школе функционируют методические объединения учителей. Имеется совет старшеклассников. В школе организована работа по предупреждению правонарушений среди подростков, функционирует группа продлённого дня, в которой числится 28 учащихся. В школе организован односменный режим. За последние годы вырос образовательный ценз учителей. В школе сформировался стабильный и высококвалифицированный коллектив единомышленников. По стажу работы учителя распределены таким образом, что в группе имеющей стаж до 10 лет работает в настоящее время 39%, столько же и в группе, имеющей стаж более 20 лет Средний возраст коллектива – 43,3 года, т.о. на продуктивный возраст приходится основная часть членов педагогического коллектива. Из года в год увеличивается число учителей, имеющих первую категорию – 71%, три учителя имеют высшую категорию – 14%, администрация имеет высшую категорию – 100%. В целом аттестацию прошли 90% педагогов В школе 4 Отличника просвещения. Ежегодно школа укомплектовывается педагогическими кадрами, вакансии отсутствуют, средняя нагрузка учителя 18-19 часов. Всё это позволяет качественно вести образовательный процесс. Качество знаний. Качество знаний за последние 3 года по большинству предметов выросло и составляет в среднем по естественно- математическому циклу 60-88%, по гуманитарному циклу-67- 89%, по технократическому и эстетическому циклу - более 90%. Востребованность выпускников. За последние 3 года из 12 выпускников школы 5 учащихся (41,5%) закончили школу с медалями, 10 выпускников поступили в ВУЗы (82%), остальные - в техникумы (9%) и на работу (9%). Результаты ЕГЭ. Результаты ЕГЭ по русскому языку и математике свидетельствуют о том, что в школе идет накопление опыта в сдаче этих экзаменов, что сказывается на результатах: средний балл, выставленный уч-ся, выше районного и выше областного. Выявленные проблемы, их причины и вытекающие задачи: 1 . Неполная материально-техническая обеспеченность учебного плана (50%) из-за отсутствия достаточных финансовых ресурсов. 2. Несоответствие учебного плана школы новым требованиям в связи с утверждением нового федерального базисного учебного плана. 3. Отсутствие финансовых средств для работы с учащимися продвинутого уровня. 4. Востребованность отсутствующих в учебном плане школы образовательных услуг согласно данным анкетирования по уровню сформированности образовательной среды школы для удовлетворения. Уровень реализуемых образовательных программ. В школе используются учебные программы, утвержденные Министерством образования РФ. Объем и время прохождения образовательных программ соответствует базовому стандарту. Программы школьного компонента соответствуют целям и задачам школы полного дня. Формы внеурочной, внеклассной работы обеспечивают углубление знаний по отдельным разделам программ школьного компонента: спецкурсы, индивидуальные занятия, кружки, секции. Все учащиеся, посещающие спецкурсы, факультативы, закончили учебный год на допустимом и оптимальном уровне обученности, а выпускники в большей части - на высоком уровне. В школе реализуются программы подготовки тракториста-машиниста III класса, научные основы ведения с/х на основе работ на учебно-опытном участке, что является базой для будущего профильного обучения. Концепция развития школы базируется на трёх идеях: u здоровьесбережения u воспитанности учащихся u качества обучения Эти идеи должны воплотиться в модели будущего выпускника школы. Анализ ситуации и теоретическое обоснование модели будущего выпускника. За последние десятилетия мир так изменился, что проблема здоровья человека стала одной из важнейших проблем человечества, от состояния и динамики которой во многом зависит наше будущее и их решение зависит не только от уровня развития медицинской науки, но и от всеобщей культуры населения в области здоровья, от понимания истоков, сущности и выхода из этой ситуации. Школа одна из немногих интегрирующих сил, способная обеспечить основы понимания, что здоровье является главной ценностью человека в широком смысле. Ведь в это понятие, по сути, напрямую включена система мер, направленных на социально- природную адаптацию людей, понимания ими ответственности за всё, что происходит с нами. ЗОЖ предполагает воплощение его в поведении, образе жизни, системе ценностей, семейном воспитании и внутренней жизни в целом, является продолжением усилий людей, направленных на обеспечение выживания и безопасности потомков. В 2003-2006г. была проведена диагностика результативности процесса обучения, воспитанности учащихся и пропуск занятий по болезни. Из анализа проведённых исследований мы пришли к следующим выводам: ? У большого числа учащихся не сформировано понятие о влиянии различных факторов на собственное здоровье. ? Из-за сложного экономического положения на селе и в семье на первое место в иерархии ценностей выходят ценности материального характера. ? Степень обученности учащихся в среднем звене не соответствует пониманию ими и их родителями общей сложившейся социально- экономической ситуации в стране. Также было выяснено, что из года в год шло нарастание числа пропусков учащихся по болезни, но в 2006/2007 учебном году ситуация изменилась в лучшую сторону. Выявлено, что наименьшее количество пропусков у учащихся, которые посещают спортивные клубы, секции и являются активными участниками школьного туристического клуба «Камтур». Мониторинг качества обучения показал, что в среднем звене качество знаний снижается по сравнению с 1 ступенью обучения и становится более высоким на 3 ступени обучения. В связи с изменившимся социально-политическим положением в экономической, экологической, нравственной сферах в стране и мире, когда на первое место ставится личное обогащение, когда уровень понимания сохранения здоровья отодвигается на задний план, когда образование не является показателем успешности личности - назрела острая необходимость пересмотра стереотипов мышления. И школа должна взять на себя обязанность изменить эту ситуацию. Поэтому школа видит своего выпускника в первую очередь здоровым, а уж затем воспитанным и образованным, которому не чужды общечеловеческие ценности: доброта, справедливость, сострадание. Выпускник начальной школы: 1. Располагает знаниями и умениями: - соблюдения правил личной гигиены; - о нормах употребления воды, фруктов, ягод, грибов; - об опасности курения, алкоголя, токсикомании, наркомании, СПИДа; - о роли и пользы двигательной активности, последовательности выполнения упражнений утренней гимнастики. 2. Освоил общеобразовательные программы на достаточном уровне для продолжения основного общего образования: - овладел соответственно возрасту основными общеучебными умениями и навыками; - умеет воспринимать информацию, выделять в ней главное, осуществляет логические приёмы мышления, осознанно осуществляет поиск информации, в том числе и на электронных носителях; - освоил компоненты языкового и речевого развития, овладел нормами речевого этикета; - умеет правильно и осознанно читать, знает структуру книги; - владеет гигиеной учебного труда; - осуществляет взаимодействие с учителем, в паре, в группе. 3. Имеет: - первоначальные знания, умения и навыки социального взаимодействия с коллективом, с членами семьи, друзьями, усвоил социальные нормы поведения; - сформированные понятия о культуре внешнего вида, одежды; - имеет знания и умения основ экологической культуры, о зависимости жизни человека от природы; -может воспринимать и осознавать ценность музыки, изобразительного искусства, народного творчества, сам участвует в творческой деятельности. Выпускник основной общеобразовательной школы: 1.Овладел знаниями и соблюдает нормы здорового образа жизни, правила личной гигиены: - знает об опасности курения, алкоголя, токсических веществ, наркотиков, СПИДа; - знает особенности физического, физиологического развития своего организма, суточного биоритма; - знает и владеет основами физической культуры человека. 2. Освоил государственные программы по всем предметам учебного плана, а также освоил профессиограммы и сделал выбор дальнейшего познавательного профиля: - овладел основными общеучебными навыками, умениями, способами познавательной деятельности, необходимыми для дальнейшего образования; - у него сформированы основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация); - имеет навыки планирования; - имеет навыки работы с тканью, деревом, металлом, землёй, - овладел основами компьютерной грамотности, техникой пользования компьютером; - ознакомлен и владеет способами приобретения знаний из различных источников; - овладел на уровне 9 класса иностранным языком. 3. Владеет навыками сотрудничества, толерантности, уважает другой пол, религию, ра-су, национальность, умеет гасить конфликт: - умеет взаимодействовать с обществом, коллективом, семьёй, друзьями, партнёрами; - мобилен, активен, умеет вести диалог, монолог, знает традиции и этикет; - владеет экологической культурой, культурен во внешнем виде, одежде, в оформлении жилища и рабочего места; - воспринимает, понимает и использует ценности живописи, литературы, искусства; - познаёт историю цивилизаций, собственной страны и религий. Выпускник средней школы: 1.Выпускник стремится к физическому совершенству, он сторонник здорового образа жизни, овладел знаниями и умениями по здоровьесбережению, знаниями об опасности вредных привычек, выработал умения по правилам личной гигиены; знает особенности физического и физиологического развития своего организма, нервной системы, особенности своего темперамента, суточного биоритма. 2.Выпускник освоил все образовательные программы учебного плана. Овладел основными общеучебными навыками, освоил содержание выбранного профиля обучения на уровне, способном обеспечить успешное получение профессионального образования. 3.Выпускник владеет знаниями и умениями социального взаимодействия с обществом, коллективом, семьёй, друзьями, партнёрами. Он толерантен, конкурентоспособен, адаптирован в социуме, владеет основами устного и письменного общения, является гражданином своей страны и владеет знаниями, умениями и навыками, связанными с гражданственностью, владеет основами экологической культуры, ему не чужды ценности науки, искусства и литературы, бытия и жизни. Он знает и использует истории цивилизаций, историю своей страны, истории религий Для выполнения этих целей мы ставим следующие задачи: ? Внедрить здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс. ? Создать объединение школы, родителей и культурно-досугового центра села для совершенствования оптимального уровня воспитания и развития школьников и молодёжи. ? Выработать педагогическому коллективу совместно с родителями единый подход к заинтересованности получения конкурентоспособного образования. Программа рассчитана на пять лет. |